Специализированная компания FOGGER по производству жидкости для дымовых генераторов
о компании/машины спецэффетов/новости/демо/контакт

                

 

29/12/03
Спецэффекты – реальность или иллюзия

Попытка вдохнуть жизнь в сценическое пространство, проявить неожиданные возможности осветительных приборов – одно из самых сокровенных желаний дизайнера. Мир спецэффектов таинственен и своеобразен. В рамках тематики журнала рассмотрим технические средства, сопровождающие шоу-индустрию. Как и любое направление техники, развитие спецэффектов имеет свою историю. Самые первые эффекты подарила нам природа и уже на заре развития человека подготовила подсознательное понимание, что состояние окружающей среды влияет на настроение, усиливает или ослабляет визуальное восприятие происходящего вокруг. Туман, лучи света, пробивающиеся сквозь облака, брызги дождя, закаты и рассветы, удивительная и дикая красота сверкающей молнии… Казалось бы все это, так просто и понятно, но каждый воспринимает подобные явления по-своему эмоционально. Управление настроением зрителя, создание понятной для человека обстановки, акцентирование определенных моментов происходящего действия – основная задача художников, в реализации которой, на спецэффекты возлагается роль усилителей видимых процессов. Вполне естественно желание человека, живущего в урбанистическом мире, воспроизвести явления природы. Он хочет отвлечься от городской суеты и ощутить, пусть ненадолго, всю гамму чувств: от спокойного, лирического созерцания до урагана, взрыва эмоций. И только гармоничное, продуманное сочетание музыки, света  и эффектов дает ему такую возможность. К древнейшим развлекательным спецэффектам можно отнести фейерверки, искусственное задымление и фонтаны. Именно их можно считать первоосновой целого ряда технических средств. Тут очень важно понять следующий момент. Возможности современной шоу-индустрии практически неограниченны, но реализация некоторых из них возможна и необходима только в единственном, неповторимом виде (это особенно характерно для киноиндустрии). Мы же будем рассматривать лишь универсальные средства, которые распространены повсеместно и доступны для любых организаторов развлечений. В связи с этим можно выделить основные группы специальной техники.

• Дымовые машины и парообразователи;

• Генераторы плотных структур (пузырей, снега, пены, конфетти);

• Вентиляторы;

• Пиротехника.

На заре развития техники спецэффектов самым известным способом получения дыма было поджигание порошкообразной смеси химических веществ (аммония хлорид), в свое время горячо любимой кинематографами. Смесь готовилась специальными людьми – “дымовиками” на небольших лотках, поджигалась, а образовавшийся дым разгонялся  при помощи лопатки.  Это было непростое занятие, и специалисты по задымлению высоко ценились. В театрах и на концертных площадках использовался не менее интересный способ получения парообразной “субстанции”. Изготавливались специальные емкости в виде цилиндров, вставленные друг в друга. Во внутреннюю часть закладывался “сухой лед” (замороженная  углекислота), а между стенками внешней и внутренней емкости заливалась горячая вода – происходило интенсивное испарение в виде пара. Воистину революционным стало появление дымовых машин, использующих свойство интенсивного парообразования у содержащих глицерин жидкостей при нагревании до состояния кипения. Самое важное свойство этих дымов – их безвредность. Существенно и то, что появилась возможность построения управляемых машин, использующих такой пар. Первые устройства были примитивны. Из специальной емкости компрессором (обычно автомобильным) рабочая смесь (медицинский глицерин и спирт) подавалась в нагреваемую электрической спиралью камеру и через крошечное отверстие (используется эффект диффузного расширения)  вырывалась в виде струи пара. Первые машины активировались в момент подачи электропитания на компрессор, и это уже была простейшая форма дистанционного управления. Современные генераторы дыма используют тот же принцип, но совершенствуются схемы управления и обработки рабочей смеси, да и сама смесь также претерпела значительные изменения. У дыма, содержащего гликоли, существует только один недостаток – дым, мешает пению артистов на сцене, раздражает горло. По этой причине были разработаны специальные жидкости, в которых количество добавок снижено до нескольких процентов (почти одна вода). Такие жидкости иногда называют бесконденсатными. Современную классификацию генераторов дыма (дымовых машин) можно представить в следующем виде:

• Генераторы легкого дыма;

• Генераторы среднего дыма;

• Генераторы тяжелого дыма;

• Генераторы тумана (дымки, т. н. hazer);

• Импульсные генераторы дыма (в дальнейшем ГД);

• Аэрозольные имитаторы дыма;

• ГД, использующие только воду;

• Генераторы цветных дымов;

• Генераторы специальных дымовых эффектов.

В дополнение к классификации можно добавить еще ряд существенных моментов, тем или иным образом влияющих на конструкцию ГД. По мере развития шоу-индустрии задачи, стоящие перед техникой, усложняются. В связи с этим появились устройства непрерывной подачи дыма, устройства с бесшумной подачей пара, устройства, подающие дым вертикально вверх или вниз, устройства, пускающие дымные кольца, как  заядлый курильщик. Иногда для определенных целей и достижения особенных эффектов используют специальные насадки на ГД, например, шланги или трубы для подачи дыма на расстояние или для задымления значительной площади, вентиляторы принудительной, усиленной подачи дыма в определенном направлении. Разработаны специальные ароматические добавки широкой гаммы запахов, которые добавляются прямо в рабочую смесь. Управление подачей дыма производится с дистанционного пульта проводного или радио (это очень удобно для использования в больших залах или на улице). В качестве функций управления можно назвать силу и скорость дымовой струи, таймер подачи дыма (продолжительность и периодичность подачи). И наконец, были довольно успешные экспериментальные попытки подачи дыма с одновременной, встроенной в канал дымовывода подсветкой. Ассортимент современных ГД достаточно разнообразен. Разработаны устройства для небольших сцен и клубов, для использования на открытых площадках, подвесные и стационарные варианты, спецсредства имитации задымления на противопожарных учениях, ГД, управляемые по протоколу DMX 512, программируемые и с беспроводным дистанционным управлением и т.д. Создана единая система управления целым комплексом ГД, включенных в одну линию, и программируемая с центрального универсального пульта. Основным аксессуаром ГД является дымовая жидкость. Каждый производитель дымовых машин рекомендует собственную жидкость, разработанную под собственную продукцию. От типа дымовой жидкости зависит структура пара (легкий, средний или тяжелый). Выбор продукта иногда превращается в целую проблему. Главный вопрос – возможно ли использовать “чужую” начинку для выбранной машины? Пока определенного ответа на данный вопрос нет.
Стоит перечислить основные наиболее известные фирмы, производящие подобную продукцию. В нашей стране активно продаются ГД таких фирм, как  TAS, FAL, JEM, Antari, Le Maitre, Martin, менее распространены изделия Rosco, Star Way, LyteQuest, High End, American DJ, Lampo. И уж совсем неизвестны в России ГД, например, CITC (именитая фирма, специализирующаяся как раз на дымовых спецэффектах: www.citcfx.com), GAM Products (www.gamonline.com), MDG Fog (www.mdgfog.com), Reel EFX, Secoa, TMB Associated (www.tmb.com) и целый ряд других производителей, перечислять которые особого смысла нет. Что касается характеристики той или иной продукции, то тут, прежде всего, необходимо знать, какие задачи возлагаются на ГД. Все они имеют свои достоинства и недостатки, какая-то продукция надежнее, но дороже, одни включают более сложные функции, другие – просто “рабочие лошадки”, а перечисление технических и эксплуатационных характеристик – это тема отдельной статьи.    Несколько слов о вентиляторах. Специальные вентиляторы служат единственной цели – создание плотного направленного потока воздуха на рабочей площадке. Мы говорим о них отдельно по той причине, что они являются эффектом, имитирующим ветер. Понятно, что двигающийся дым смотрится гораздо интереснее, чем однообразная струя в одну сторону. Установив на сцене систему вентиляторов, дизайнер может еще больше оживить развлекательную программу. Отличаются сценические вентиляторы от всех других бесшумностью и способностью создавать достаточно равномерный и объемный воздушный поток, причем с возможностью управления скоростью потока и направления его распространения. Своеобразная замена “киношной” лопатки. Сценические вентиляторы выпускают фирмы TAS, FAL, TMB Associates и другие производящие, как правило, аксессуары для шоу-индустрии.  фантазия человека. Все, что может летать, сыпаться, выстреливаться на головы веселящихся людей, уже нашло свое техническое воплощение. Все простые идеи “развлекалочек” реализованы в “железе”, а процессы автоматизированы. Самыми известными из подобных устройств являются генераторы мыльных пузырей, снега, пены, разбрасыватели конфетти. Генераторы мыльных пузырей и разбрасыватели конфетти – достаточно простые устройства. Это сочетание фена и емкости с рабочим “веществом”. Однако при кажущейся простоте эффект от их действия может определить настроение аудитории. Несколько более сложные устройства – для генерации пены и снега. Тут все очень физично. Ближе всего эти устройства напоминают генераторы дыма, использующие диффузионный эффект, т.е. прохождение рабочего вещества из зоны большого давления в зону низкого давления через маленькое отверстие. При этом нагретая жидкость образует охлажденный пар, а охлажденная жидкость со специальными добавками, пену или снежные хлопья. Рассеиватели конфетти подразделяются на два типа по способу работы, непрерывного действия и взрывного действия. Первые, непрерывно раскидывают цветные бумажные кружочки, вторые действуют по принципу хлопушки, но с огромной производительностью (в специальную емкость закладывается единичный заряд, и по дистанционному сигналу выбрасывается целая куча продукта). Все современные описанные устройства также имеют возможность программного дистанционного управления и могут быть подключены в единую DMX сеть. Возвращаясь назад, хочу заметить, что принцип получения дыма при помощи сухого льда до сих пор используется. Некоторые фирмы (в частности MDG FOG) производят подобные генераторы, безусловно, значительно более совершенные, чем их “прадедушки”.
Несколько слов о таинственной отрасли, которая именуется пиротехникой. Находясь в постоянной идеологической борьбе с пожарниками, пиротехника существует и серьезно развивается. Оставим в стороне достижения великих китайских специалистов, которые являются пионерами фейерверков и им подобных развлечений, не будем говорить о военной промышленности. В рамках настоящегообзора нас интересуют только автоматизированные средства для локальных шоу-мероприятий. К ним можно отнести наиболее распространенные электронные “бомбарды” многоразового действия и дистанционные системы управления зарядами. В нашей стране подобные устройства широко представляет фирма
JEM, которая, как было сказано ранее, является одним из лидеров в производстве качественных ГД. Бомбарды представляют собой миниатюрные “пушечки”, в которые закладывается заряд в виде шаров. Пушки собраны в каскад по 4 и более “стволов” и объединены по DMX сигналу,  что позволяет с филигранной точностью задать время выстрела и подчеркнуть нужный момент сценического действия.  Такие устройства можно использовать многократно. Более простыми являются системы одноразового действия, где взрывпакеты раскладываются в нужных местах, объединяются аналоговым управлением в единую группу и приводятся в действие нажатием кнопки. Основная “изюминка” пиротехнических устройств в самом заряде. Визуальных эффектов от взорванного заряда может быть великое множество: фейерверк, искровой фонтан, мини-салют, искро-дымовые шашки и т. д. Совершенно уникальны специалисты, занимающиеся постоянным совершенствованием своего детища. Существуют целые лаборатории, исследующие только взрывные свойства веществ (не путать с военными, которые не имеют ничего общего с этой мирной профессией кроме пороха). Можно только преклоняться перед теми, кто заставил служить эту опасную субстанцию на радость людям. Пиротехнические средства подразделяются на средства, используемые в закрытых помещениях, и средства, используемые на открытых площадках. Они различаются величиной заряда и производимым им эффектом. Для театральных сценических действий иногда используются ручные средства пиротехники. Типичным представителем такого рода устройств можно назвать изделие фирмы GAM Products, именуемое GAM Torch. Внешне оно напоминает факел, но это довольно сложное устройство по  действию схожее с обыкновенным ружьем. В магазин закладываются шарики-заряды, при нажатии кнопки-курка выбрасывается струя огня – очень эффектно! Сейчас пиротехнические системы являются частью общего технического комплекса поэтому для них разработаны унифицированные органы управления, совместимые с управлением другим оборудованием. Оператор может управлять всеми приборами с одного пульта и, четко очень строго прописывать всю программу шоу-представления. В заключение хотелось бы отметить, что и в нашей стране производят спецоборудование. Всем знакомые фирмы Lightmaster, Система. Они производят дымовые машины и вентиляторы.

Спецэффекты интересная и перспективная отрасль шоу-техники, достойная отдельного внимания. Правильно подобранные и установленные специальные приборы – великолепное дополнение любого действа!

Алексей Битус
www.show-master.ru

 

 


           


Хостинг от uCoz